«С песней навстречу Великой Победе!»
«Синий платочек» сл. Я. Галицкий, М. Максимов, муз. Е. Петерсбурский, 1940 – 1942гг.
Письма твои получая, слышу я голос родной…
Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды.
В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. На одном из них побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта Галицкий подошел к композитору и предложил сделать из композиции песню. Идея понравилась и вскоре появилась песня «Синий платочек», которую первым исполнил солист оркестра Станислав Ландау, после чего она вошла в репертуар.
Песня была довоенная, мирная, ее пели многие исполнители. Но вот началась война и с песней произошла странная и неожиданная метаморфоза: она обрела как бы второй смысл. Лирическая героиня песни не просто обещала ждать, не забывать своего друга, но ждать солдата, который обязательно вернется и принесет с собой мир.
Известно, что слова песни тоже стали меняться. Возникла версия: «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа…» Слова написаны поэтом Борисом Ковынёвым на музыку песни «Синий платочек» в июне 1941 года. Также есть версия текста в исполнении Лидии Руслановой, для которой концовку песни сообразно военному времени изменил Яков Галицкий. Но самая известная версия — это исполнение песни Клавдией Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» – 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. Взяв за основу уже известный текст Галицкого, он изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!». Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко. Её задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив.
Конечно, пулеметчики, за слова в песне «Строчит пулеметчик за синий платочек», считали, что песня написана про них. Они даже прикрепляли к гашетке пулемета фотокарточки своих девушек, жен и называли свои пулеметы ласково именами возлюбленных: «моя Анечка», «сейчас Клава ударит» и т.д.
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.